На сегодняшний день основным нормативным правовым актом, регулирующим данный вопрос, является Федеральный закон от 26.12.2008 №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294).
Согласно Закону № 294 проверки, проводимые на территории Российской Федерации в отношении хозяйствующих субъектов, делятся на плановые и внеплановые.
Первые проводят на основании разрабатываемых и утвержденных органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля ежегодных планов.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может ознакомиться со сводным планом проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В указанном плане содержится информация о подлежащем проверке хозяйствующем субъекте (наименование, ИНН, ОГРН, ОГРНИП и др.), цели и основании проведения проверки, дате начала и сроке проведения проверки, наименовании органа, осуществляющего конкретную плановую проверку.
Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года (для отдельных видов деятельности устанавливается иная периодичность).
План проведения проверок на предстоящий календарный год публикуется на сайте Генеральной прокуратуры не позднее 31 декабря текущего года.
Вторые, т.е. внеплановые, проверки проводятся на основаниях, указанных в п. 2 ст. 10 Закона № 294.
Практика показывает, что в большинстве случаев внеплановые проверки проводятся на основании:
— истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
— приказа (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
— возникновения угрозы причинения и непосредственного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и т.д.;
— в случае нарушения прав потребителей.
Прокуратурой на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности путем проведения проверок в работе органов государственного и муниципального контроля.
Основанием для проведения таковых являются, в том числе обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о нарушении их прав со стороны контролирующих органов.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Прием жалоб, заявлений и иных обращений осуществляется в прокуратуре района в течение всего рабочего дня согласно утвержденному графику.
Субъекты предпринимательской деятельности в случае нарушения их прав вправе обратиться с заявлениями в прокуратуру района лично, путем направления письменных обращений почтовым отправлением, через сайт прокуратуры республики и Единый портал государственных и муниципальных услуг.
М.С. Тимофеева, заместитель прокурора района, юрист 1 класса.