Воспитание в семье способствует передаче семейных традиций, ценностей, определенных знаний, формированию умений, навыков, в том числе, и профессионального опыта, а это — залог процветания общества. Среди них особое место занимает надёжная и крепкая связь между поколениями. Поэтому не случайно 2024 год объявлен Годом семьи согласно Указу Президента Российской Федерации от 22.11.2023 г. «О проведении в Российской Федерации Года семьи».
В каждом регионе нашей огромной страны России есть известные династии: врачи, учителя, инженеры, военнослужащие, сталевары, работники культуры, артисты, финансисты, спортсмены, летчики, которые гордятся своей профессией и хранят верность своему делу.
Об одной из них — трудовой династии Тарасовых-Евмушковых, включающих работников аэропорта г. Вилюйск — специалистов разных профессий, работавших в разное время на данном предприятии, трудовой стаж которых составляет 149 лет — пойдет речь в данной статье.
У истоков династии семьи Тарасовых-Евмушковых стоит ветеран труда и авиации, обладатель знака «Отличник аэрофлота», «Почетный гражданин г.Вилюйска»- Тарасов Анатолий Архипович, который начал трудовую деятельность в аэропорту г. Вилюйска в 1946 г. В том же году приступил к работе мотористом Петр Дмитриевич Кочнев — отец его жены- Полины Петровны Тарасовой, который обеспечивал электричеством здание аэропорта.
В 2020 году, в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, будучи еще учеником 11 класса, правнук А.А. Тарасова – Евгений Евмушков принял участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Правнуки победителей», организатором которого, являлось общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк». Целью конкурса было сохранение в российских семьях памяти об участниках войны 1941-1945 гг., обеспечение преемственности поколений, путем укрепления исторического самосознания, увековечивания памяти защитников Отечества на примере истории предков, исследования их судеб и рассказе о них всей стране «От истории семьи к истории страны».
Изучив архивные документы о боевом пути прадеда А.А. Тарасова на сайтах «Память народа», «Подвиг народа» и по рассказам бабушки-его дочери Н.А. Евмушковой, была написана и отправлена на конкурс исследовательская работа о подвигах прадеда.
По воспоминаниям прадедушки радиотелеграфиста, вместе с отрядом связистов практически жили в машинах. И каждый раз, когда машина останавливалась, им приходилось делать капониры, для маскировки спецтранспорта.
По итогам проделанной работы родилась идея систематизировать на основе практического исследования трудовой путь нескольких поколений родных, работавших в аэропорту г. Вилюйска.
Анатолий Архипович Тарасов родился 01 марта 1920 г. в с. Орлинга, Усть-Кутского р-на, Иркутской области. 1 сентября 1940 года Якутским РВК, Якутской АССР был призван красноармейцем в ряды Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны принимал участие во многих сражениях. Осенью и зимой 1941 года в составе
16–й армии, которой командовал прославленный генерал-лейтенант К. Рокоссовский, участвовал в боях за столицу нашей Родины г. Москва.
Четыре года шел Анатолий Архипович по трудным фронтовым дорогам войны от Москвы до Кенигсберга. Он принимал участие в составе Западного, Брянского, третьего Белорусского и первого Прибалтийского фронтов в боях по освобождению Смоленской обрасти, г. Брянска, штурмовал г. Инстенбург, города – крепости Кенигсберг и Пиллау-военную базу немцев на Балтийском море. Основная задача была обеспечение командования бесперебойной связью. В его наградном листе отмечено, что «гвардии старшина, радиотелеграфист А.А. Тарасов 29 июня 1944 г., когда корреспонденты находились на большом удалении от Штарма, при слабой слышимости и сильных помехах добился прохождения радиотелеграммы, за три часа работы 11 радиограмм в 1845 групп. 29 июня 1944 г., благодаря личному примеру и самоотверженной работе, добился непрерывной устойчивой работы радиосвязи и был проведен обмен 35 радиограмм в 3386 групп. За этот подвиг был награжден Орденом Красной Звезды (23.06.1944-29.06.1944). Грудь его украшают ордена «Красной Звезды» и «Отечественной войны II степени», медали «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной воне 1941-1945 гг.».
Имея большой фронтовой опыт работы радиотелеграфистом, был принят начальником радиостанции Вилюйского аэропорта и с тех пор, не расставался со своей специальностью на протяжении 42 лет. Немало сил им было вложено в создание радиоцентра, в улучшение работы средств радиосвязи. Он ввел техминимум, приобщал молодых к тайнам радиодела, которым любил заниматься еще с детства. Как опытный, знающий работник, сам был наставником молодых и имел своих учеников. Под его непосредственным руководством были обучены радисты: В.В. Березкин, Ю.И.Афанасьев, В.А. Рудых. Несмотря на свою занятость, несколько лет редактировал стенную газету «Аэрофлотец».
Увлеченность профессией и любовь к ней сыграли не малую роль при выборе профессии сыновьями — Александром и Аркадием Тарасовыми.
Старший сын Александр Анатольевич Тарасов в 1969 году окончил Омское авиатехническое училище, радиотехническое отделение и был направлен на работу в Якутию в аэропорт г. Мирный, где проработал радиотехником первого класса 49 лет, осуществляя эксплуатацию радиотехнических средств обеспечения воздушного движения. Вышел на заслуженный отдых в 70 лет.
А.А. Тарасов один из лучших радиотехников Якутского управления гражданской авиации. Он лучший рационализатор, всегда выполнял работу оперативно и с высоким качеством. Одно из его последних рационализаторских предложений значительно улучшило качество контроля за посадкой самолета. Его труд, как техника по радионавигации, радиолокации и связи, отмечен нагрудным знаком отличия «Почетный работник воздушного транспорта Республики Саха (Якутия)» за особый вклад в реализацию комплекса мер, направленных на повышение эффективности работы воздушного транспорта Республики Саха (Якутия) (2009 г.). Как специалист, внесший значительный вклад в становление и развитие отечественной гражданской авиации России, награжден юбилейными памятными медалями образования гражданской авиации «90 лет гражданской авиации», «100 лет гражданской авиации России».
Тарасов Аркадий Анатольевич закончил Рижское авиатехническое училище в 1973 г. и работал в авиапорту г. Вилюйска, п.Кысыл-Сыр в Якутии, а затем в МВД г. Рига, проработав 22 года. Ушел на заслуженный отдых в 2010 г.
Следующая ветвь династии — это дочь Анатолия Архиповича — Евмушкова Нелля Анатольевна и его зять — Алексей Семенович Евмушков, проработавший в аэропорту начальником службы спецавтортанспрорта аэропорта — 28 лет.
Их сыновья получили специальность «техник – электромеханик».
Старший сын — Евмушков Александр Алексеевич закончил в 1989 г. Славянское авиационно-техническое училище гражданской авиации в Донецкой области на Украине, получив квалификацию «техника-электромеханика» по направлению техническая эксплуатация средств механизации в аэропортах. Отслужив в армии, работал в аэропорту г. Вилюйска 4 года.
Данное училище в 1993 г. закончил и младший сын Евмушков Виктор Алексеевич по специальности «техник – электромеханик» по техническому обслуживанию средств механизации и автоматизации аэропортов и также после окончания училища работал в аэропорту г. Вилюйска 4 года.
Следующая ветвь в династии Тарасовых –Евмушковых- это правнуки: Сергей, Евгений, Дмитрий.
В 2020 г. Евмушков Сергей Александрович закончил Бугурусланское летное училище гражданской авиации им. П.Ф. Еромасова-филиал ФГБОУ ВПО «СПГУГА».
Училище имеет богатую историю и гордится своими выпускниками. Три выпускника училища – летчики
гражданской авиации являются Героями Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».
В данное время С. А. Евмушков работает в г. Благовещенск на Амурской авиабазе вторым пилотом самолета Ан-2.
В настоящее время по инициативе Акционерной авиакомпании «Полярные авиалинии» с 2019 г. в Якутии реализуется республиканский проект «Молодежь в авиацию», направленный на повышение престижа профессии летчика и подготовку кадров для нужд авиации республики. Проект предусматривает открытие летно-технических классов в школах, профориентационную работу в районах республики, экскурсии на производственные объекты, дальнейшее содействие при поступлении якутян в учебные заведения гражданской авиации. В 2020 году по ученическим договорам с авиакомпанией в самое многопрофильное учреждение среднего профессионального образовательного России — Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского, являющееся филиалом ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» были зачислены 19 якутян (четверть всего набора), которые должны после окончания учебы вернуться в республику и начать трудовую деятельность в данной компании. Это единственное в России учреждение осуществляющее подготовку пилотов и бортмехаников вертолета Ми-8, в которых нуждается республика.
Среди них Евмушков Евгений Викторович, в настоящее время курсант 3 курса, получающий специальность 25.02.04. «Летная эксплуатация летательных аппаратов» по квалификации «пилот».
Евмушков Дмитрий Викторович в 2022 г. закончил ГБОУ Новосибирской области «Сибирский авиационный кадетский корпус им. А.И. Покрышкина (школа-интернат)». Благодаря интеграции общеобразовательных дисциплин с такими дисциплинами как аэродинамика, воздушная навигация, авиационная метеорология, авиационная медицина и прохождению авиационной практики на аэродроме Мочище, каждый курсант получил первоначальную летную, военную и инженерную подготовку, организацию воздушного движения, совершал по три прыжка с парашютом и прошел летную практику на ЯК-52 и АэропрактА. По итогам военной подготовки Дмитрий является, обладателем золотого значка «кадет-снайпер». В рамках обучения по дисциплине аэронавигация Димой успешно защищен индивидуальный проект «Защита аэропортов от жизнедеятельности птиц». Одним из значимых мероприятий 2021 г. было участие курсантов кадетского корпуса впервые в торжественном параде Победы на Площади В.И. Ленина г. Новосибирска и получение участниками медали «За участие в параде». Занятия спортом в секции по дзюдо и хорошая физическая подготовка способствовали успешному прохождению ВЛЭК. Такая профильная, военная, физическая подготовка и полученные знания позволили ему стать в 2022 г. курсантом авиационного транспортного колледжа ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский ГУГ им. Главного маршала авиации А.А. Новикова» по специальности 25.02.05 Управление движением воздушного транспорта, где он успешно обучается в данное время на 2 курсе.
Таким образом, пример жизненного трудового пути членов династии Тарасовых –Евмушковых способствует осознанию того, что каждый должен быть ответственным за свои поступки и делать всё во благо Родины.
* * *
В настоящее время Аэропорт Вилюйск-это гражданский региональный аэропорт, обеспечивающий регулярное сообщение со столицей республики г. Якутском, вертолетное сообщение с другими населенными пунктами района. В рамках федерального проекта «Развитие региональных аэропортов» и нацпроекта «Модернизация транспортной инфраструктуры», которые были инициированы президентом Российской Федерации, завершена реконструкция аэродромной инфраструктуры аэропорта «Вилюйск».
Татьяна Волчок,
Евгений Евмушков.