Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками, так как с раннего детства он включен в видеосреду. Организация образовательной деятельности детей с нарушениями речи требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников во время проведения логопедических занятий. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, название картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия с логопедом? Компьютерные технологии представляют для нас, учителей-логопедов большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей при работе с детьми с речевой патологией.
Поэтому я в своей работе использую мультимедийные презентации, интерактивные упражнения и игры, созданные с помощью программы и интернет игр от Мерсибо. Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-образовательном процессе способствует комплексному восприятию и наилучшему запоминанию материала. При всем этом включаются 4 вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная, ассоциативная. В ходе коррекционной логопедической работы на их базе у детей формируются правильные речевые способности, а в дальнейшем и самоконтроль за собственной речью.
Благодаря последовательному возникновению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения наиболее внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс увлекательным и живым. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Игры Мерсибо — это палочка выручалочка для логопеда, т.к. они многофункциональны, занимательны и современны.
Применение специализированных компьютерных технологий в работе с детьми страдающими нарушениями речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения.
При применении компьютерных программ на своих занятиях я соблюдаю правила безопасной работы с компьютером, предусматриваю и негативные факторы при работе с техникой. С предосторожностью решаю вопрос о компьютерных занятиях, когда у ребенка есть невротические расстройства, нарушение зрения, поскольку компьютер может увеличить эти отклонения в состоянии здоровья.
В заключении хочу сказать, что внедрение информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в ходе занятий, существенно увеличивает эффективность работы логопеда. И еще позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес у детей к коррекционной работе.
Ольга Томская, учитель-логопед.