2023 год в Российской Федерации объявлен «Годом педагога и наставника». И передо мной, учителю с 38-летним стажем педагогической деятельности стоит вопрос: кто такой педагог-наставник, кого можно назвать наставником? Какова его роль в современном обществе? Что он знает такого, чего не знают другие? Наверное, это один из самых актуальных вопросов не только мне, но и многим молодым педагогам, так и среди тех, кто посвятил всю свою жизнь в сфере образования.
Наставник – это человек, который вкладывает свою душу в другого, отдаёт частичку себя, общение с которым приносит пользу. Наставником становится не каждый специалист, в любом деле человек постепенно становится умудренным опытом, пополняя копилку знаний, приобретая все новые качества, развивая свои способности. Наставничество – это одна из высших ступеней профессиональной деятельности каждого педагога. Учитель — наставник для молодого педагога – это как первый учитель для первоклассника, это тот, кто направляет в правильный путь, это тот, кто формирует безукоризненную, квалифицированную личность, он всегда будет примером для молодого поколения.
В свою долгую педагогическую деятельность я встретила многих талантливых педагогов, вкладывающих всю свою душу в дело образования, в развитие и воспитание подрастающего поколения. Из них главным наставником для себя и всех учителей, учащихся Кыргыдайской школы могу считать одного человека – Николаеву Ирину Федоровну, Отличника народного просвещения РСФСР, «Учителя учителей РС (Я)», коллегу и просто хорошего человека.
Ирина Федоровна с 1981 года по 2007 год работала в Кыргыдайской школе учителем географии, директором и заместителем директора по учебно-методической работе. В годы работы она создала в коллективе школы добрые, доверительные отношения, благоприятный социально-психологический климат. Её кредо: учитель должен сегодня не только учить, но и учиться учить, в том числе и у своих учеников и ученики становятся учителями на уроках.
Главное в работе Ирины Федоровны Николаевой – поиск путей обновления обучения, использование новых технологий. Она является организатором внедрения в практику передовых методов, систем обучения и воспитания: схемных, знаковых моделей В.Ф.Шаталова, метода коллективного воспитания И.П.Иванова, педагогики сотрудничества, технологии КСО (ДЕМСОС). В школе было введено сетевое планирование учебно-воспитательного процесса при пятидневном обучении. В 2003 г. школа получила статус республиканской экспериментальной площадки МО РС(Я) по профильному обучению «Мастахское сетевое объединение».
Ирина Федоровна сплотила вокруг себя творческий коллектив единомышленников, подняла на высокий уровень учебно-воспитательный процесс. Школа стала лауреатом улусного конкурса «Серебряный звонок» (1998), присвоено свидетельство «Знак качества Вилюйской школы как признание эффективной методической работы, внутришкольного контроля и отслеживания качества образования»(2001), номинант «Лучшая школа в Вилюйском улусе» (2006), победитель Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные общеобразовательные программы (2007).
Организаторские способности, педагогический такт в сочетании с требовательностью помогали Ирине Федоровне раскрывать творческие возможности каждого учителя и ученика. По ее инициативе в школе создано научное общество учителей и учащихся «Сайдыы». Ежегодно члены научного общества успешно выступали на региональных, республиканских, научно-практических и исследовательских конференциях «Шаг в будущее», на Всероссийских конкурсах «Первые шаги», «Педагогические инновации».
Как учитель географии Ирина Федоровна мастерски владела современной методикой обучения в разновозрастных классах, творчески использовала разнообразные приемы КСО. Составила опорные конспекты по географии в 6-7 классах. Ирина Федоровна Николаева – соавтор и редактор книг «Айылҕаттан айдарыылаах учуутал», «Билии кыһата — Кыргыдайым оскуолата», автор методических брошюр. Опыт работы педагога обобщен и распространен в регионе, республике и России. Лауреат конкурса работников образования «Серебряный звонок» (1997), делегат IX, Х съездов работников образования республики, участник республиканских форумов учителей географии(2003, 2006).
Ирина Федоровна – человек с активной жизненной позицией и неуемной энергией, вникающий во все проблемы наслега. Она вела большую общественную работу, избиралась депутатом наслежного совета нескольких созывов, заместителем председателя исполкома сельсовета, активно участвовала в спортивной жизни наслега и улуса.
Принципиальность, высокая эрудиция, профессиональное мастерство позволили Ирине Федоровне Николаевой успешно руководить коллективом учителей и учащихся. Я хочу поблагодарить Ирину Федоровну, настоящего наставника, за её помощь в учебно-методической работе и поддержку во всем в годы совместной педагогической деятельности.
Ныне Ирина Федоровна работает заместителем директора в авторской школе «Личность» в г. Якутске.
В итоге, могу сказать, учитель-наставник – это инженер, создающий еще никому неведомый шедевр. Действительно, изо дня в день, по кирпичику, по капельке, по крупинке, он вкладывает знания, опыт и душу в своего подопечного.
Альбина Игнатьева.