В настоящее время дистанционное хищение с использованием информационно-телекоммуникационных технологий стремительно набирает силу. Мошенники все чаще разрабатывают новые способы дистанционного мошенничества, чтобы обогатиться за счет людей.
Рассмотрим распространенные способы дистанционного мошенничества:
- «Родственник попал в беду». Злоумышленник звонит жертве и представляется сотрудником правоохранительных органов и сообщает, что его родственник виновник ДТП. Далее, просит перечислить (передать) денежные средства, чтобы решить вопрос без уголовного преследования и т.п. Не редко бывает, что к потерпевшему приходит «курьер» и забирает деньги, тем самым похищая их. Чтобы не допустить обмана, следует позвонить своему родственнику или выяснить, как можно больше информации о пострадавшем, что наверняка позволит разоблачить злоумышленника, владеющего ограниченной информацией о таком родственнике.
- Перевод денежных средств на «безопасный счет». Злоумышленник звонит жертве и представляется сотрудником банка или правоохранительного органа. Далее, внушает жертву, что его счет небезопасен и его деньги могут снять. Потом, он просит перевести денежные средства в «безопасный счет» с помощью онлайн перевода или через банкомат. Действенным методом борьбы с мошенником, является звонок в банк по официальному номеру.
- Покупка товаров в интернет-магазинах, сервисах по продаже («Юла», «Авито» и т.п.). Злоумышленник продает несуществующий товар либо отправляет другой товар вместо купленного (менее ценную вещь, муляж). Чтобы не попадаться недобросовестному продавцу, следует изучить отзывы о продавце, оплатить товар только после его осмотра и получения.
- Получение сообщения о выигрыше, победе в лотерее, получении социальной компенсации. Мошенник отправляет ссылку в электронную почту или сообщение о том, что вы выиграли в лотерее и просит оплатить комиссию, налог или иной обязательный платеж. Чтобы не попасться на такого мошенника, не следует переходить по сомнительным ссылкам. Проверьте отправителя, позвонив ему по официальному номеру телефона.
- Звонок от представителя правоохранительного органа о том, что в отношении вас возбуждено уголовное дело. Злоумышленник под видом сотрудника правоохранительного органа сообщает, что в отношении вас возбуждено уголовное дело. Далее просит перевести деньги на счет, чтобы регулировать вопрос без уголовного преследования. Не следует переводить денежные средства лжесотруднику правоохранительного органа, т.к. за дачу и получение взятки сотрудником правоохранительных органов наступает уголовная ответственность.
Таким образом, успешным противодействием мошенникам является бдительность в общении с людьми, необходимый уровень правовой и финансовой грамотности, а также сообщение своим близким и друзьям, о том, что не следует верить мошенникам. По всем фактам дистанционного мошенничества следует сообщать в правоохранительные органы.
Я.Н. Михайлов,
помощник прокурора района.