Оставленное учителем-методистом Николаем Бандеровым наследие живо и сейчас

В жизни каждого молодого челове­ка в пору отрочества бывают перемены. Особенно когда он получает аттестат о среднем образовании. Это значит, он вышел в большую жизненную дорогу. Что его там ждёт, кого он встретит, с кем будет общаться, как сложится его дальнейшая судьба — полностью зави­сит от него самого.

Судьба молодого Николая Бандерова ничем не отличалась от его поколе­ния 50-х. Из далёкой Колымы приехал в столицу с целью получить достойное образование. Он первый выпускник филологического факультета Якутского пединститута. Этим Николай Спиридонович гордился. Со дня окончания и до конца последних дней своей жизни он оставался УЧИТЕЛЕМ. В течение всей своей жизни Николай Спиридонович гордо нёс высо­кое звание ПЕДАГОГА и навсегда связал свою жизнь с нашим Вилюйском, встретив прекрасную Раису Михайловну. Сегодня эта семья — династия педагогов Бандеровых и Торговкиных. Какие преданные, патриотичные были учителя 60-х в своей избранной профессии! И что самое удивительное — в течение всей своей сознательной жизни Николай Спиридонович не планировал переехать в родную Колыму со своей семьёй, всю сознательную жизнь прожили они в Вилюйске — на родине супруги.

Поколение учителей 70-х, 80-х и старше помним Николая Спиридоновича Бандерова как основателя создания методического ка­бинета РОНО. Этот важный для каждого учителя отдел обра­зования оказывал  методическую помощь учителям: поэтапно проводились семинары и курсы по усовершенствованию преподавания школьных предметов. Приоритетных предметов в то время не было. По всем предметам, включая уроки музыки, труда и физвоспитания — педагоги обучались на курсах, искали и находили новые методы преподавания.

Так как Николай Спиридонович был преподавателем русского языка и литературы, конечно же, особое внимание уделял предме­там гуманитарного цикла. Благодаря его правильному подходу к  учителям, человеческому обаянию, в школах района были созданы предметные кабинеты. Так, опорные кабинеты якутского и русского языка и литературы были созданы в Халбакинской средней школе. Учителя Егор Николаевич Томский, Анна Егоровна Уварова при­нимали своих коллег из школ улуса, давали открытые уроки, про­водили занятия и показывали свои лаборатории. В городской сред­ней школе учитель автодела Василий Спиридонович Протопопов создал уникально оборудованный кабинет, учитель 8-летней школы Дмитрий Васильевич Борисов — кабинет пения по системе Кабалевского и т.д. Учи­теля часто выезжали на семинары в сёла, делились с коллегами со своими достижениями, обменивались опытом работы. По итогам поездок появлялись методические бюллетени о работах школ, об отдельных учителях.

Внимательное отношение у главного методиста РОНО было к мо­лодым педагогам. Николай Спиридонович хорошо понимал, что кадры решают если не всё, то многое. Посещая уроки и заня­тия молодых, всегда старался находить что-то хорошее, нужное для обучения и воспитания, в доступной форме разбирал проведённые уроки, давал рекомендации. В те годы особое внима­ние уделялось родительскому всеобучу. Как-то Николай Спиридонович попросил записи моего выступления на школьном родитель­ском собрании. Просмотрев написанный от руки текст, предложил выступить на конференции молодых учителей. Конечно, я сразу отказалась, что не могу, т.к. пока не хватает опыта работы. Тогда Николай Спиридонович улыбнулся и сказал: «Ничего, у всех у нас опыт приходит со временем». Вот так он давал молодым смелость, уверенность в себе, имел прекрасный подход ко всем: школьни­кам, родителям, учителям и всей общественности. Заслуга Нико­лая Спиридоновича в том, что научил нас, учителей улуса, смело участвовать на педагогических чтениях, обучал, как это делать: сос­тавлять план доклада, как включить в него практическую часть, ре­комендовал литературу, требовал от учителей прохождения курсов повышения квалификации. Так как у него было полно сокурсников и друзей при ЯРИУУ, свободно договаривался проводить с методис­тами курсы и семинары у нас в Вилюйске, а учителям-словесникам улуса помог отправить на курсы по новым предметам как РНК, МХК в центральные города страны. В 80-ые годы со своими подопечными участвовали на педагогических конференциях в крупных городах СССР как Набережные Челны, Омск, Красноярск.

Впоследствии, когда Николай Спиридонович ушёл на заслужен­ный отдых, он издал книги о своих коллегах — директорах, завучах школ района.

Слово «дружба» для этой семьи было и остаётся святым. Моло­дых учителей Раису Михайловну и Харитину Афанасьевну связы­вало много общего: родное педучилище, учительство в Чочунской школе, и, главное — юность, чистая душа и светлые помыслы. Обе девушки вышли замуж за парней из Севера. Харитина Афанасьев­на за Усть-Янского, а Раиса Михайловна — за парня из Колымы. Два друга — Егор Николаевич Томский и Николай Спиридонович Бандеров были первыми выпускниками Якутского педагогического института. Было это в далёкие 60-ые годы. С тех пор прошло много лет, много воды утекло в реках Якутии: Яны, Колымы и Вилюя. А наши герои — учительские семьи Бандеровых, Томских навсег­да остались верны выбранной профессии учителя и всю сознатель­ную жизнь отдали воспитанию юного поколения. Учителя — краеведы оставили огромный след там, где они родились и выросли. Колымчане благодарны Николаю Спиридоновичу за создание уникального краеведческого музея. Жизнь, преданная дружба учительских семей Бандеровых, Томских, педагогов, их беско­рыстная служба, а сегодня продолжают служить их дети, внуки для развития образования. Разве это не пример для подражания моло­дым!? Так два учителя из далёкого Севера, преданные своей работе, семье, навсегда остались в вилюйской земле…

Н.С. Бандеров оставил множество краеведческого материала и по Колыме, и по Вилюю. В его книгах обобщен лучший опыт Вилюйских учителей, опыт семейного воспитания, подытожены Чиряевские чтения в Вилюйском улусе, региональные и республи­канские чтения о семейном воспитании. Только за последние годы краеведом выпушены сборники, посвящённые военно-патриотичес­кой теме: «Военфельдшер с Колымы», «Они не вернулись в клас­сы», «От Вилюя до Одера», «Участие вилюйчан в Японской войне», «Участие вилюйчан в битве за Москву», «Вилюйчане в Сталинград­ской битве», «Бүлүү саллааттара аттаах сэриигэ кыттыылара».

Николай Спиридонович обобщил работу своей су­пруги, заслуженного учителя ЯАССР Раисы Михайловны Бандеровой: «Из опыта преподавания русского языка во 2-4 классах», «Сквозь дым пионерских костров», «Династия учителей Сивцевых». Очень нежно, трепетно относился к своей супруге, семье дочери, вну­кам.

Для читателей районной газеты «Олох суола» Николай Спири­донович является близким другом и советчиком. Именно через прессу общался он с родителями, делая спецвыпуски по народной педагогике.  Это и было своего рода педагогическая академия через СМИ.

Школа, краеведение и журналистика объединили наши общие интересы. Вместе работали над книгой  «Породнились с Вилюйском».  Как-то незаметно и непринуждённо Николай Спиридонович возложил на меня большую  ответственность — стать редактором данного издания. В неё вошли учителя, приехавшие работать в Вилюйск по направлению министерства образования республики из средней полосы России.  Учительское сообщество района приняло книгу с огромным интересом. Волновались учителя-ветераны, радовались ученики, которые обучались у прекрасных педагогов. По истечении времени только понимаешь: Бандеров Николай Спиридонович любил  приносить радость людям, он хорошо понимал, что его труд останется для молодого поколения. Ведь это история. Любое нововведение в воспитании  молодого поколения наш наставник принимал на «ура», при этом сам принимал активное участие. Однажды он был гостем Расторгуевсого бала, где прочёл  поэтические строки  из произведения адмирала Колчака и спел свой любимый романс «Гори, гори моя звезда».

Интеллигент по натуре, духовно богатая личность Николай Спиридонович Бандеров оставил после себя только хорошую память, благодарность педагогов улуса, общественности.

Учительская  династия Бандеровых-Торговкиных  продолжается во  внуках, правнуках. Оставленное Н.С. Бандеровым большое наследие исследовательского содержания, в том числе его книги об участниках ВОВ  навсегда останутся в истории Вилюйского района  путеводителем для тех, кто интересуется педагогикой и краеведением.

Галина Иванова.

 

 

Читайте дальше