Советы молодым родителям и учителям
О воспитании детей сказано очень много, разработаны концепции, программы, рекомендации, различные методические пособия. Всё это так. Мы же, говоря о воспитании дошкольников и младших школьников, давайте попытаемся рассмотреть один из важнейших компонентов воспитательной работы – воспитание отношений, а именно – воспитание отношения к себе, к окружающим людям, к окружающей среде и природе, к учёбе и к труду. Как видите, направлений пять, как пять пальцев, и полезно знать их тоже как свои пять пальцев. Нетрудно понять, что они составляют каркас характера человека.
Отличительной особенностью воспитания детей является обучение доброте – привитие добрых понятий, доброго отношения к себе, семье, обществу, природе, Родине, а также к своей основной деятельности – к учёбе и труду. И надо начинать с улучшения отношения к себе, к своей будущей жизни. Это будет основой успешного воспитания маленьких растущих людей.
Доброта – это один из основных результативных способов влияния на детей. Доброта должна быть разумной, полезной и способствовать развитию лучших качеств человека.
Начнем с воспитания отношения к себе
Ребёнок должен научиться уважать себя, относиться к себе бережно и доброжелательно, сам поощрять свои положительные мысли и поступки, конечно, в разумных пределах, не переоценивая их, получая от них моральное удовлетворение. И родители, и учителя должны способствовать к самовоспитанию такого благожелательного отношения к себе. Если ребёнок с малых лет выработает в себе основы позитивного отношения к себе, то он будет также относиться к окружающим людям, в первую очередь, к близким – к родителям, друзьям, знакомым.
С чего начинается умное, серьёзное отношение ребёнка к окружающей среде и природе? Конечно же, с умения соблюдать чистоту и порядок дома, на рабочем месте, с рационального использования времени, своих вещей, предметов быта, чистого двора, посаженных растений, уважительного отношения к родной природе – то есть на первый взгляд кажущихся самых простых, но на самом деле создающих основы положительного характера человека полезных мыслей и трудов.
Отношение к учёбе
Отношение к учёбе должно быть, как удовлетворение духовного голода. В эти годы у детей пробуждается любопытство, они часто спрашивают почему да почему. Родителям и учителям необходимо поддерживать и развивать это естественное любопытство детей, направлять его. Но не всегда следует давать готовые ответы, иногда надо создавать такие ситуации, когда ребёнок сам сможет найти ответ на свой вопрос при помощи рассуждения, чтения рассказа, выбранных отрывков или каких-нибудь наглядных пособий. Наряду с игрушками ребёнок должен быть обеспечен учебными пособиями, способствующими самообразованию. Следует заметить, что в дошкольные годы надо основательно подготовить ребёнка к учёбе в школе.
Аномальные отклонения
У детей в дошкольные годы могут быть две аномальные отклонения в их общем развитии: неразвитая речь и педагогическая запущенность. У маленьких детей эти аномалии видны, как говорится, невооруженным глазом. Неразвитая речь задерживает развитие умственных способностей ребёнка. Речь бывает диалогической и монологической. Диалог – это вызов ребёнка на разговор в виде ответов на вопросы и совместного рассуждения. Монолог – это пересказ услышанного, рассказ о своих впечатлениях, чувствах, думах – о том, что окружает его. Нельзя забывать, что язык – это основное средство развития интеллекта человека.
Педагогическая запущенность – это аномальное бескультурье, разрушенное внимание, поведение, похожее на поведение Маугли, которого как вы знаете, воспитывали не родители, а звери. Тут причин может быть много, но главное из них это – недополучение благожелательного родительского воспитания, недостаточность доброжелательного присмотра за ребёнком. Такой ребёнок, похожий на Маугли, в жизни встретит много трудностей, сложностей. Так какой же родитель захочет наделить своего ребёнка трудной судьбой! Тут есть над чем подумать.
Родительское воспитание
Дошкольные годы – это самые чудесные и ответственные годы в развитии человека. Без особых усилий, преспокойно маленький человек овладевает языком, получает и запоминает огромный объём информации об окружающем мире. Это ли не чудо! Молодые родители, не упускайте из виду это время интенсивного развития вашего ребёнка. Недаром говорят: «Дети – это отражение родителей». Как мы недооцениваем, мало понимаем, что родительское воспитание является важнейшим судьбоносным наставлением для детей! Практика говорит, что именно недоработки родительского воспитания становятся первопричиной аномально неприятных поступков детей, пагубно влияющих на их судьбу. Именно в эти годы, когда дети ещё маленькие, пускают корни в их сознание и доброе, и вредное. Необходимо основательно подготовить детей к школе, чтобы вы не почувствовали себя неловко за поведение своего ребёнка, чтоб не упрекали всю жизнь себя за упущенные воспитательные возможности, когда дети были ещё маленькими. А все-таки согласитесь, плохо, крайне неестественно, когда, ведя своего ребёнка в школу, мы не испытываем чувства исполненного долга и не чувствуем никакой ответственности перед своим ребёнком и перед школой.
Теперь об отношении к труду
Как известно, труд бывает умственный и физический, индивидуальный и коллективный. Учёба – основной труд детей. С чего начинать физический труд детей – конечно, с самообслуживания, участия в работе семьи и школы. Ни в коем случае нельзя упускать это из виду. Иначе у детей появляются устойчивые отрицательные привычки, так называемые отрицательные динамические стереотипы мыслей и поступков, например, лень. Если первое несчастье человека – нездоровье, то второе – это лень. А лень, как и хроническую болезнь, вылечить трудно. Некоторые родители не приучают своих детей трудиться с малых лет, к умению адаптироваться к трудностям жизни, упускают время самого лучшего воспитательного воздействия на ребёнка, а потом, как весьма образно говорят в народе, удивляются: как, мол, из нашего «карася» вырос «порося»! «Надо же! В кого только он уродился-то!», Вот вам и «то!» – хочется ответить. Вы сами во многом способствовали этому, и теперь ему будет нелегко в жизни, он встретит немало неприятностей из-за своего бестолкового, несуразного, никудышного, вредного для себя и для других поведения.
Заключение
Короче говоря, молодые родители, будущее счастье ваших детей – в ваших руках. Вы же хотели иметь детей, и они у вас появились, теперь вы должны помогать им твёрдо стоять на ноги на этом белом свете, быть здоровыми и счастливыми. А для этого надо обратить заинтересованное внимание к воспитанию ваших маленьких детей. Это важнейшая родительская обязанность перед вашими детьми, во многом предопределяющая их судьбу.
Будьте добрыми и живите долго. Говорят, добрый человек – долгожитель.
Поздравляю с наступающим новым учебным годом! Желаю успехов! Появление успехов зависит от вас самих. Успехи – это результат ваших правильных мыслей и действий.
Николай Афанасьев, народный учитель РС (Я).